Игра - лучший помощник!

Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или на диване. Помните, что основная деятельность детей – игровая. Начиная заниматься с ребёнком, родители должны помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Нельзя просто приказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить!». Игра должна быть живой и интересной, поэтому постарайтесь найти яркие цветные картинки. Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Не забывайте поощрять ребёнка! Угостите малыша в конце занятия конфетой или фруктом («передали мишка или кукла, которые были на занятии»).

С детьми, имеющими отклонения в речевом развитии необходимо заниматься каждый день. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 20 минут.

Если вы хотите помочь малышу закрепить и дифференцировать те или иные звуки, а также овладеть слоговой структурой слова, предложите ему следующие игры:


Игра «Подскажи словечко»

Ребёнок договаривает слова в небольших стихотворениях, хорошо известных ему: «Спать пора уснул…… лёг в коробку на ……». Если ребёнок забыл слово, в виде подсказки взрослый может предложить несколько слов. Например: «Шепчет ночью мне на ушко, сказки разные…… (перина, подушка, рубашка).


Игра «Чудесный мешочек»

В мешочек или сумку сложите картинки или предметы, в названии которых есть отрабатываемый звук. Ребёнок достаёт по одной картинке и говорит, что на ней нарисовано, придумывает с ним предложение.


Игра «Что пропало?»

На столе или ковре расставлены игрушки или другие предметы с нужным вам звуком. Ребёнок внимательно смотрит, что стоит на столе и старается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы убираете одну игрушку. Задача ребёнка вспомнить, какой игрушки не стало.


Игра «Кому что надо?»

Перед ребёнком выкладываются картинки. Ему надо назвать изображённые на них предметы. После того как ребёнок назовёт все предметы, ему предлагаются загадки: «Вышла Зоя на прогулку, а на улице идёт дождь. Чтобы не промокнуть, взяла она с собой …Что?» (при этом можно показать рукой на нарисованный зонт.) и т.д.


Игра «Общий звук»

Взрослый произносит 3-4 слова, выделяя голосом звук, который есть в каждом слов (например: с), затем спрашивает: «Какой звук есть во всех этих словах?». Можно попросить придумать своё слово с этим звуком или найти в комнате предмет с этим же звуком.

Чтобы закрепить правильное употребление звука, выработать чёткую артикуляцию, предложите ребёнку повторять за вами:


чистоговорки:
«Са-са-са – вот летит оса.», «За-за-за – уходи домой коза.» и другие. Можете вместе с ребёнком сочинять чистоговорки. Например: «Иска, иска – маленькая….киска».


скороговорки:
«Шапка да шубка – вот и весь Мишутка», «На горе Арарат растёт крупный виноград» и т.д.

Для развития слухового внимания предложите ребёнку загадки, а для работы над темпом, плавностью, ритмом, выразительностью речи – заучивать стихи, считалки, потешки.


Е. Н. Краузе «Практическая логопедия» Н.А. Стародубова «Развитие речи ребёнка»