Закаливание ребенка в детском саду и дома

Скоро Ваш малыш пойдет в школу. Готов ли он к этому? Ведь шко¬ла предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его физиче¬ски к предстоящей напряженной умственной деятельности. Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простуд¬ных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними – за¬каливание. Одно из удивительных свойств организма – способность отвечать за-щитными реакциями на изменяющиеся условия окружающей сре¬ды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепен¬но и в дошкольном возрасте оно еще очень не совершенно и нуждает¬ся в постоянной тренировке. Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ре¬бенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Пер¬вым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил: • предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья; • постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца); • закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект; • добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам. Закаливание воздухом – это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание по¬мещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20°С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже + 16°С. Ребенок должен ежедневно гулять. Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов. К специальным закаливающим процедурам относятся общие воздушные ванны, их начинают при температуре воздуха 22°С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18°С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках). Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители оши-бочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко за¬бота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в ре¬зультате – очередная простуда. Свежий воздух – замечательное средство закаливания детского организма! Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная водная процедура – обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первона¬чальная температура воды - 30°С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2°С, доводят до 16-14°С. Сразу же после процедуры ноги ре¬бенка насухо вытирают жестким полотенцем. Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания - постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого – босиком. Общие закаливающие водные процедуры проводятся при темпе-ратуре воздуха не ниже 23°С. Начинать надо с обтирания тела мяг¬кой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтира¬ют руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину – обязательно в такой последовательности. На¬чальная температура воды 34-35°С через 3-4 дня снижается на 2°С и доводится до 22°С. Для ослабленных детей начальная и конечная тем¬пература должна быть на 2-4°С выше, а темп ее снижения более мед¬ленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффек¬та тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре – к обли¬ванию. Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3°С по сравнению с той, которая была до заболевания). Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, по-лоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоска¬ние необходимо примерно 1/3 стакана воды. Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными про-цедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей под лучами солнца - с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и закан-чивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков. Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с коротки¬ми рукавами, снимают колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором. Еще раз напоминаем: ослабленные дети особенно нуждаются в зака-ливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в шко¬лу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками. Наши советы адресованы, в первую, очередь родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры. По каким признакам определить, эффективно ли закаливание? Настроение – жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально ре-агирует на окружающее. Самочувствие – бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях. Утомляемость – нормальная, наблюдается умеренная усталость. Аппетит – хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во вре¬мя еды не отвлекается. Сон – спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробужда¬ется от звука, света. При изменении одного из перечисленных показателей - неустой-чивость настроения, подавленность, раздражительность, плакси¬вость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна – необхо¬димо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п. Самое главное – не прекращайте закаливания! С.В.Глебова «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия».