Печать

Инновационная деятельность

МАДОУ детский сад № 47 "Лесовичок" является региональной инновационной площадкой «Развитие творческого потенциала личности дошкольников в контексте внедрения ФГОС дошкольного образования посредством освоения УМК «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева »

В дошкольном учреждении с 1 сентября 2016 года в двух возрастных группах (младшая и средняя) осуществляется образовательная деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе УМК «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТРОПИНКИ»

Авторы:

  • Кудрявцев В.Т., доктор психологических наук (1997), профессор (2001), заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, советник директора Федерального института развития образования, директор по научно-образовательной деятельности издательства «Линка-Пресс».
  • Бакланова Т.И., доктор педагогических наук, профессор кафедры культурологи и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
  • Ушакова О.С., доктор педагогических наук, профессор Международной академии наук психологии и образования, заведующая лабораторией развития речи и речевого общения Института психолого-педагогических проблем детства РАО.
  • Лыкова И.А., доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», главный редактор специализированного журнала «Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе: «Цветной мир», один из авторов Примерной общеобразовательной программы «Мир открытий» и автор парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
  • «Тропинки» - современная программа развивающего дошкольного образования и разработана на широкой междисциплинарной базе с опорой на богатые традиции отечественного гуманитарного знания. При этом ее методологическим стержнем выступают выдвинутые в отечественной науке культурно-исторический и деятельностный подходы к развитию человека с учетом результатов новейших разработок (исследовательских, проектных), осуществленных в их русле.

    В программе нашли свою конкретизацию философские идеи И.А. Ильина, М.М. Бахтина, Э.В. Ильенкова, Г.С. Батищева, В.С. Библера, Ф.Т. Михайлова, концептуальные положения классиков российской психологии – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Брушлинского и их последователей, результаты теоретико-педагогических исследований М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера.

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

    Цель программы состоит:

    • в создании условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению;

    • первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдалённой перспективы личностного роста ребенка в образовательных и внеобразовательных сферах его жизни (настоящей и будущей), своеобразной областью пересечения которых призвано стать развивающее пространство дошкольного учреждения. Поставленной целью диктуются следующие задачи программы:

    • инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.);

    • развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нём системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии и др.), креативности как ведущего свойства его личности;

    • развитие у детей способности и стремления к инициативному и самостоятельному действию, приобретающему все более произвольный характер, специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;

    • создание условий, обеспечивающих триединство отношения ребенка к миру, его взаимоотношений с другими людьми и самоотношения;

    • расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;

    • формирование у детей творческого, осмысленного, ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью путем построения оздоровительной работы как развивающее-образовтаельной;

    • развитие у ребенка начал будущего умения учиться. Основная идея и структура программы Ключевая идея Программы может быть кратко сформулирована следующим образом.

    Мир исторически развивающейся человеческой культуры и очеловеченной природы должен открываться ребенку как особая – необыденная реальность, которая полна открытых проблем, загадок и тайн (Мир как «знакомый незнакомец»). Ребенку предстоит узнать в большом Мире «знакомого незнакомца», увидеть в его зеркале самого себя и свой внутренний мир – еще более загадочный, чем внешний, открыть богатый и непредсказуемый творческий потенциал других людей. В программе отражены стратегические и тактические ориентиры развивающей образовательной работы с детьми, дана характеристика её содержательных блоков. В структуру программы входят более детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы, которые мы и называем «тропинками»:

    1. «Развитие культуры общения»: «Тропинка в мир людей», «Тропинка в мир труда»;

    2. «Развитие культуры познания»: «Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в окружающий мир», «Тропинка в мир математики»;

    3. «Развитие культуры речи»: «Тропинка в мир правильной речи», «Тропинка к грамоте»;

    4. «Развитие художественно-эстетической культуры»: «Тропинка в мир художественной литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного искусства»;

    5. «Развитие культуры движений и оздоровительная работа»: «Тропинка в мир движения», «Тропинка к здоровью».

    К числу программно-методических разработок относятся программные материалы, непосредственно обеспечивающие работу по подразделам-«тропинкам», соответствующие методические рекомендации, сценарии и конспекты занятий, рабочие тетради для детей и др. В программно-методический комплект входит также пакет средств психологической и педагогической диагностики развития ребенка. По отношению к ним программа «Тропинки» выступает своеобразной «программой программ», позволяя педагогу представить себе систему развивающей педагогической в целом. Вместе они образуют единый программно-методический комплект. Программа предназначена для внедрения в различные организации, реализующие программы дошкольного образования. Модули её могут использоваться в образовательном процессе этих организаций, а том числе в группах кратковременного пребывания. Программа «Тропинки» имеет базисный характер. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками программы «Тропинки» как творческий процесс. Поэтому и детское творчество выступает для них как основное условие освоения детьми базисного компонента образовательного содержания. В ходе творческого приобщения к началам человеческой культуры – познавательной, исследовательской, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у ребенка закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности – продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др. (см. задачи Программы). В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают содержание общественно-исторического опыта – совокупного достояния человечества в систему открытых проблем, которые подлежат осмыслению со стороны ребенка (и взрослого). Этот подход распространяется на выше указанные разделы программы. При этом выделенные линии работы не составляют альтернативы пяти образовательным областям, выделенным в ФГОС ДО, как и не являются их модификацией: содержание пяти разделов Программы разработано с учётом задач этих образовательных областей: в разделе «Развитие культуры общения» реализуются задачи области «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Развитие культуры познания» решает задачи области «Познавательное развитие», «Развитие культуры речи» – «Речевое развитие», «Развитие художественно-эстетической культуры» – «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие культуры движений и оздоровительная работа» – «Физическое развитие». Разделы программы связаны с решением принципиальных образовательных задач.

    Приказ департамента образования Белгородской области «О деятельности региональных инновационных площадок» 2016 год

    Приложение к приказу

    Приказ управления образования СГО «О деятельности региональных инновационных площадок на территории Старооскольского городского округа в 2016 году»

    Программа региональной инновационной площадки на 2016/2017 гг.

    План работы творческой группы по реализации программы РИП «Развитие творческого потенциала личности дошкольников в контексте внедрения ФГОС дошкольного образования посредством освоения УМК «Тропинки» под ред. Кудрявцева В.Т.» на 2016/2017 учебный год

    Материалы муниципального практико-ориентированного семинара «Развитие творческого потенциала личности дошкольников в контексте реализации ФГОС ДО» (УМК ООП «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева) (21.09.2016)

    Промежуточные результаты реализации программы РИП по теме «Развитие творческого потенциала личности дошкольников в контексте внедрения ФГОС дошкольного образования (УМК «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева)» (октябрь 2016)

    Материалы регионального практико-ориентированного семинара «Единство принципов развивающей образовательной работы в дошкольной образовательной организации в условиях внедрения УМК «Тропинки» (под. ред. В.Т. Кудрявцева)» (02.11.2016)